Коммуникации: взгляд инженера

1 мая 2013

Александр Градобоев, ведущий инженер отдела информационной безопасности АСПЕКТ СПб 

Почему о коммуникациях? Коммуникации являются одной из важных специализаций компании АСПЕКТ. Последние 13 лет я также специализируюсь на данном направлении и более, похоже, ни о чем существенном в нужном количестве не знаю. Мне кажется и довольно интересной суть данной специальности: соединять что-то с чем-то и смотреть, что из этого выйдет так, чтоб всем заинтересованным понравилось.

Углубимся слегка в поверхность вопроса, чтоб возникло хоть частичное взаимопонимание.

Первое, наиболее важное: все объекты автоматизации на первый взгляд весьма одинаковы по своим базовым характеристикам. Давайте взглянем на рисунок «Общее представление о сети и ее характеристиках». Вот основные модули, из которых состоит любая система коммуникаций, и основные виды взаимодействия: PSTN или телефонные сети общего пользования, Internet — всем известная сеть общего пользования, удаленная корпоративная сеть, фабрика серверов данных и серверы голосовых коммуникаций, LAN или ЛВС, которая соединяет все эти модули на основе коммутации с главной частью системы — пользователями. Несмотря на то, что для их отображения на схеме не нашлось ни кружочка, ни прямоугольника, вся система предназначена только для обеспечения их безопасного доступа к обмену информацией между собой и внешними источниками и потребителями информации.

Если обращаться к аналогиям, то любая экономическая, социальная или государственная структурная единица в своем обмене информацией подобна живой клетке. Внутренний информационный обмен между ее составными частями и обмен с внешней средой (два принципиально различных вида информационного взаимодействия) и обеспечивают ей жизнь, и ею же, по последним данным, являются.

Набор коммуникационных потребностей людей, выполняющих совместную обработку информации, практически всегда одинаков: это внутренний и внешний обмен данными и внутренние и внешние голосовые коммуникации. Поэтому несмотря на все богатство вариантов адаптации различных технологий и способов общения (видеоконференции, корпоративные web-порталы, интернет-пейджеры, социальные сети с мобильными агентами, мобильные и беспроводные коммуникации), эти четыре вида базовых коммуникаций непременно должны присутствовать в конечной реализации.

Но есть еще и второе, чуть менее существенное: строительство информационных систем давно переведено на промышленную основу, потому закономерно и результат должен получаться одинаковым. Факты в целом подтверждают, что состав и структура всех сетей, выполненных промышленным способом, примерно одинаковы. После того, как стало ясно, насколько удобно представлять проектируемую систему как обладающую внутренней структурой, логично перейти к следующему шагу — конкретизации требований к отдельным модулям системы. После наполнения модели системы конкретикой, получаемой путем обследования объекта и интервью представителей заказчика системы, «нормализации» дизайна и еще пары дополнительных стадий, таких как определение модельного ряда и оценки бюджета проекта, мы также увидим реализацию типовых вариантов решений.

На данной стадии каждая система коммуникаций обретает свое уникальное лицо и становится достойной ввода в эксплуатацию. И получить конечный результат возможно только при безусловном активном участии на всех стадиях разработки представителей заказчика, которые сообщают текущее состояние информационной системы (количество работников и серверов, способы обработки информации), свои пожелания и планы по изменениям параметров.

Так было всегда. Всем рассмотренным технологиям и приемам проектирования более 15 лет. Но в последнее время появилось на уровне ощущений следующее: работники, приходящие в it-отрасль и допускаемые нынче к принятию решений (и сейчас, и ранее это было лет около 30-ти), знают об управляемых ими информационных системах больше, чем мы знали в их возрасте. А хотят знать больше, чем в настоящее время знаем мы. И не наблюдается существенных препятствий к достижению их целей.

Вышеописанное ощущение проверено не раз следующим образом. Ранее самая достоверная информация о сетях, протоколах в целом, и тем более о телекоммуникационном оборудовании производства Cisco Systems, находилась непосредственно на мощнейшем и самом авторитетном в области сетей и коммуникаций ресурсе — сайте cisco.com.

Теперь же не менее достоверная и точная информация быстрее добывается множеством других способов. Повлияла совокупность нескольких факторов: значительная интеллектуализация поисковых систем (в основном Google), распространение технологий web второго поколения (Web 2.0), небывалое увеличение доступности самой сети Internet, а в некоторой степени и снижение инновационного потенциала и технического авторитета некоторых производителей.

Ранее, скажем, 5-7 лет назад, наличие «форума» в сети по проблемам какого-либо вида коммуникационного оборудования, да еще и не имеющего ясной юридической обратной связи с производителем, служило прямым индикатором слабости его жизненного цикла — плохих качеств документации, недостатков тестирования, качества самой реализации и т.п. Теперь все довольно-таки наоборот. Сообщество стало способно оказать существенное влияние на производителей решений, сами производители ищут новых неформальных форм получения мгновенной обратной связи от рынков, появляются новые модели доставки решений до потребителя и новые модели поддержки решений.

Зримо это проявляется и в том, что сейчас для грамотного администратора несложен вопрос взять администрирование, например, коммутатора голосовых вызовов или всей телекоммуникационной инфраструктуры на себя или аргументировано оспорить решение проектировщика в самых ранее сокровенных технологических частях. Вообще, практика администрирования программных коммутаторов владельцами задумана производителями. И не то чтобы ранее совсем отсутствовала необходимая квалификация у технического персонала заказчиков коммуникационных систем. Просто сегодня это — регулярная практика, которая была редкостью еще несколько лет назад. Процедура разработки проекта системы также испытывает влияние новой реальности, фактически выдвигая технический персонал заказчика в соавторы разработанной системы коммуникаций. Такой существенный рост квалификации и общего уровня специалистов не может не радовать.

В будущем указанная тенденция, судя по всему, будет только нарастать. Поэтому если учесть, что жизненный цикл информационной системы не заканчивается пуском ее в работу и сдачей в эксплуатацию, то, учитывая квалификацию персонала, в чьи руки она попадет, место интегратора в ранее спокойной цепи потребления коммуникационных технологий следует начать пересматривать.

Журнал «Меркурий», № 169, май 2013 г.


Источник:  Журнал «Меркурий», № 169, май 2013 г.