АСПЕКТ СПб. Немного истории.

1 июля 1999

«Аспект СПб» — предприятие, работающее на рынке компьютерной техники, информационных технологий и телекоммуникаций. Только на взгляд непосвященного эти направления представляются обширным и разноплановым полем деятельности. По сути же все это сегодня — единый, имеющий внутреннюю взаимосвязь и структуру рынок. В таком качестве он и воспринимается потенциальным заказчиком.

«Аспект» — из тех отечественных предприятий, что намеренно избегают крикливых рекламных кампаний и вместе с тем имеют солидную клиентуру, продуманную и взвешенную стратегию и как результат — поступательное развитие. Проследить за внутренней логикой этого развития представляется небесполезным и достаточно увлекательным занятием.

«Белые» ходят первыми и выигрывают

Вообще-то, компьютерный бизнес, один из самых молодых на отечественном рынке, за короткий срок претерпел значительную трансформацию. Лет десять назад, когда «персоналки» в России были столь же модны, сколь и диковинны, торговля компьютерами, по воспоминаниям «ветеранов», напоминала веселый студенческий бизнес: сегодня купил, завтра продал. Это была эпоха становления, перекосов в ценах, почти полной свободы. Еще не родились законы, регламентирующие частное предпринимательство, не было многих налогов. На продаже компьютеров делались «бешеные» деньги. Одна за другой возникали новые фирмы.

— Все это было похоже на воду в кипящем котелке, — так образно оценивает ту давнюю теперь уже ситуацию генеральный директор компании «Аспект СПб» Эдуард Валентинович Москвин. — В нем непрерывно что-то кипело и булькало. То и дело надувались большие радужные пузыри. Потом они лопались. Кто-то из этого котелка «испарялся»...

Впрочем, основатели «Аспекта», люди тоже достаточно молодые, в это время еще только заканчивали высшую школу. Компания была создана (первоначально в Санкт-Петербурге) пять лет назад, когда компьютерный рынок уже сложился, образовалась жесткая конкуренция, в условиях которой обозначить себя и занять свою нишу было делом довольно сложным. Сейчас можно сказать, что «Аспект» с этой задачей успешно справился.

Действовать сообразно обстоятельствам, принимать «условия игры» и стремиться побеждать — таково, как представляется, одно из первых правил поведения в бизнесе руководителей «Аспекта».

— Когда мы пришли на кировский рынок, — рассказывает сегодня Э. Москвин, — некоторое время нас не воспринимали всерьез. И это позволило нам окрепнуть.

На первый взгляд, звучит парадоксально. На деле же это означает лишь то, то здесь умеют явные минусы внешних обстоятельств оборачивать в свою пользу. Совершенно сознательно в течение полутора лет «Аспект» не вел никакой агрессивной рекламы (чем, впрочем, не занимается и по сей день). Решено было работать напрямую с клиентом. Методы прямой рассылки своих предложений, непосредственные визиты к руководителям предприятий или их подразделений, отвечающих за информационную технику, — все это принесло свои плоды. И когда рынок заметил конкурента и стал думать, что же с ним делать, «Аспект» уже довольно крепко стоял на ногах. Не считаться с ним было нельзя.

Пять лет — срок невеликий, но и немалый для российских условий, с вечной нашей непредсказуемостью и «текучестью» обстоятельств. В «Аспекте» выделяют сегодня три этапа своей биографии, каждый из которых был новой ступенькой в развитии, расширении и укреплении бизнеса.

Днем рождения уверенно называют здесь точную дату — 13 февраля 1995 года. Именно в этот день на одном из этажей бывшей Центральной гостиницы в областном центре открылась необычная по тем временам выставка компьютерной техники. На тот момент, когда большинство компьютерных фирм работало «под заказ» (собственных оборотных средств было у всех недостаточно), возможность увидеть компьютер «вживую» и при необходимости тут же, «не отходя от кассы», его приобрести воспринималась как новое слово в организации этой сферы бизнеса и давала «Аспекту», который и был устроителем выставки, неоспоримые преимущества. Люди заходили в салон и, если изъявляли желание что-либо купить, радостно изумлялись: «Что, это можно прямо сейчас забрать?»

Словом, начали с того, что стали продавать оргтехнику со склада. Предлагать постоянный перечень продукции и неизменно его обеспечивать — это второе «золотое правило» ведения дел на этом предприятии.

Принцип этот себя оправдал и оправдывает. Уже через год «Аспект» выигрывает тендер на поставку большой партии оргтехники на один из крупных заводов области, причем техники «белой» — «закордонного» производства, а значит, довольно дорогостоящей. Любопытно, что эта сделка сопровождалась небольшой интригой, о которой в «Аспекте» вспоминать не любят и рассказывают с большой неохотой. Но из песни слова не выкинешь - что было, то было. Прознав об уплывающем солидном куше, «доброжелатели» направили в адрес руководства завода-заказчика письмо, ставящее под сомнение перспективность заключаемого с «Аспектом» контракта. Все закачалось. Исход дела решился в считанные полчаса, за которые на факс директора завода пришло подтверждение полномочий и надежности «Аспекта» от официального представителя в России производителя оргтехники. Сегодня отлаженные вертикальные связи производитель-поставщик-продавец — норма в компьютерном бизнесе, тогда это был «конек» «Аспекта», который и сослужил ему добрую службу.

Предсказуемость как синоним надежности

Следующим очень важным для себя этапом в компании считают формирование в структуре предприятия отдела копировальной техники. От дел был открыт в марте 1996 года. К этому времени в «Аспекте» пришли к нехитрому умозаключению: как правило, покупая компьютерное оборудование, заказчик интересуется и офисным. Простая же продажа копировальных аппаратов, не обеспеченная сервисом, не соответствовала представлениям о ведении дела руководителей «Аспекта», поэтому они в первую очередь обратили внимание на организацию сервисной поддержки нового для себя направления. Обучили работников, пригласили менеджера, имеющего соответствующий опыт. И вполне закономерно пришли к тому, что сегодня имеют самодостаточное подразделение, которое вместе с тем удачно вписывается в общую концепцию предоставления услуг компанией. С развитием цифровой копировальной техники, широким внедрением локальных вычислительных сетей на предприятиях области перспективность этого направления трудно переоценить. Ведь сегодня копировальный аппарат - это не только воспроизводящая машина, это и сетевой принтер, и сканер, и возможность обработки информации в электронном виде.

«Аспект» предлагает клиентам в основном копировальное оборудование японской компании RICOH. Надежность техники подкрепляется наличием в штате не только менеджеров, но и квалифицированных сервисных инженеров, прошедших переподготовку в учебном центре компании-производителя. Так что если заказчик пожелает справиться о квалификации специалистов «Аспекта», то в московском представительстве RICOH ему подтвердят: инженеры этого предприятия уполномочены обслуживать в том числе и очень сложную технику, включая инженерные системы для проектных конструкторских институтов.

Однако жизнь не стоит на месте. Повсеместно и очень активно в наш быт и производство внедряются новые, все более сложные системы связи. Занять достойное место на этом перспективном направлении — такова была следующая планка, поставленная руководством «Аспекта» перед своим предприятием. Сетевая интеграция и работы по устройству наружных и внутренних линий связи — сегодня одно из наиболее обширных и сильных аспектов деятельности «Аспекта» (прошу извинить невольную игру слов — М.К.). Причем этим занимается выделенное в самостоятельную структуру подразделение, имеющее соответствующую лицензию Госстроя РФ.

В структуре компании работает отдел сетей и систем связи, выполняющий все виды проектных работ, связанных с устройством систем связи. В составе отдела работают квалифицированные инженеры, специализирующиеся в области сложного активного сетевого оборудования. Специалисты этого класса имеют возможность не только подобрать соответствующее потребностям заказчиков оборудование, технику, но и порекомендовать оптимальные пути достижения цели — с тем, чтобы вложение предприятием средств было экономически обоснованным и наименее затратным.

«Аспект» является премьер-партнером такого известного производителя сетевого оборудования, как Cisco Systems и имеет в своем штате двух системных инженеров. Вообще, подготовка кадров и работа с ними — это тоже как бы отдельная и очень важная тема для понимания составляющих успеха в бизнесе. И в этом вопросе в «Аспекте» проповедуют все тот же проверенный принцип постоянства и предсказуемости. Здесь не жалеют денег на подготовку своих специалистов, причем предпочитают иметь в штате постоянно действующую бригаду квалифицированных инженеров-монтажников с профессиональным оборудованием, цифровыми и сложными тестовыми приборами. Это, считают в «Аспекте», гораздо рациональнее, чем приглашать работников на подряд. В компетентности сотрудников и высоком качестве их труда нужно быть уверенным всегда. Это лицо предприятия, и это, в конечном счете, определяет степень доверия к нему заказчиков. Ведь строительно-монтажные работы, которые приходится выполнять в сетевой интеграции, так же отличаются по характеру от обычного строительства, как, скажем, различается труд ювелира и каменотеса. Зачастую приходится вести монтаж по «евроремонту», по чистовой отделке или в условиях, когда предприятие не прекращает своего трудового процесса, — следовательно, помимо выполнения чисто технических задач, нужно работать еще и предельно аккуратно, не создавая при этом помех основному производству и персоналу. Поэтому люди, которые принимаются на работу в «Аспект», проходят очень жесткий отбор и ... отсюда уже не уходят. В этой компании практически нет текучести кадров. За пять лет не уволился ни один человек, что, видимо, тоже есть некая характеристика стиля работы этого предприятия, и она тоже приносит свои плоды.

Скажи мне, кто твой клиент, и я скажу тебе, кто ты

Пожалуй, так можно перефразировать известную поговорку применительно к рыночным рейтинговым отношениям. О своих клиентах руководители «Аспекта» говорят с максимальной долей взвешенности. «Мы работаем с заказчиками, которые имеют разветвленную корпоративную структуру, — поясняет Э. Москвин. — Как правило, это крупные государственные организации, солидные промышленные предприятия. Они не всегда склонны широко рекламировать свои технические новшества. Мы стараемся быть деликатными в этих вопросах».

Тем не менее сегодня уже можно не без гордости рассказать об участии в строительстве одного из красивейших современных сооружений Кирова— новом здании городского Сбербанка. Все внутренние работы в нем, связанные с устройством компьютерных сетей, телефонизацией, оснащением системой пожарного оповещения, выполнялись специалистами «Аспекта». Соответственно, в качестве генподрядчика предприятие провело и весь цикл мероприятий по устройству внутренних слаботочных линий, начиная от проектирования, поставки оборудования и завершая тестовыми испытаниями и пусконаладкой. Такого рода объекты и характер работ составляют основу деятельности «Аспекта» в области сетевой интеграции.

Работая без малого пять лет на региональном рынке ИТ, генеральный директор «Аспекта» убежден, что, несмотря на чрезвычайную «подвижность» этого рынка, значительную зависимость его от колебаний курса валют и прочих финансовых потрясений, в целом этот вид бизнеса сейчас уже нельзя рассматривать как неустойчивый. Напротив, считает Э. Москвин, настала пора оценивать эту область рынка как вполне сложившуюся, самостоятельную отрасль. Созданная за последние десять лет российская ИТ — индустрия стала неотъемлемой частью экономики, а компьютерные технологии — важным компонентом обеспечения жизнедеятельности предприятий и частью быта многих россиян, что по большому счету должно бы внушать оптимизм матушке-России: что, как не революция в области ИТ, позволит ей не остаться на обочине мировой цивилизации?

Впрочем, можно только догадываться, чего стоит иным отечественным предприятиям малого и среднего бизнеса держать однажды заявленную «марку» предсказуемости и постоянства. Вспомнить хотя бы встряску августа прошлого года. Хотя, возможно, нежелание ныть и сетовать на внешние обстоятельства может служить одним из критериев оценки способности человека к предпринимательству, признаком неординарности личности. Во всяком случае, мне показалось, что вопрос о том, как «Аспект» пережил злополучный августовский кризис, несколько покоробил Э. Москвина своей тривиальностью. Он помолчал, а затем, слегка поморщившись, сказал:

— Мы пережили его, как все... Очень непросто. Особенно в связи с контрактными поставками. Но, используя сложившиеся доброжелательные контакты с нашими партнерами, все обязательства, взятые на себя до банковского кризиса, выполнили. Все до единого. До последней буквы договора. И мы удовлетворены и отношением к нам заказчиков, и тем, что в результате смогли не только сохранить доброе имя предприятия, но и заключили новые контракты. Не было счастья, да несчастье помогло, как говорится. В данном случае кризис помог нам себя проявить. Хотя, конечно, не дай Бог так себя проявлять. Повторюсь: это было очень непросто.

Но и эти испытания помогли «Аспекту» активизироваться в части, скажем, заключения прямых взаимоотношений с российскими поставщиками. Был подписан прямой контракт с шуйским заводом «Аквариус», заключено также соглашение на предмет сервисной поддержки всей продукции этого завода на территории Волго-Вятского региона. Сегодня «Аспект» продает довольно много техники этой компании, и здесь уверены, что только выиграли от этого партнерства. Плюсы очевидны: надежный и качественный товар, оперативность, регулярность и предсказуемость поставок. Да и сервисное обслуживание на месте, у предприятия, которое хорошо известно в области, — это всегда приятнее и предпочтительнее для клиента, нежели удаленный и от этого кажущийся абстрактным некий сервисный центр.

У «Аспекта» еще немало планов. Сегодня здесь работают над одним из новых направлений, информацию о котором приберегают для очередной компьютерной выставки, запланированной на ноябрь.

После августовского кризиса прошлого года появилось много новоиспеченных предприятий, которые стремятся стать игроками на компьютерном рынке. Ценовая же политика, как известно, складывается из множества предложений. Все это стимулы к дальнейшему движению вперед. Думается, у «Аспекта» для этого есть все необходимое: надежность, благожелательность, открытость, желание вместе с заказчиком и партнером решать любую сложную ситуацию, высокий профессионализм.


Источник:  Журнал «Меркурий», №8-9, 1999 г.